7 ловушек на пути к целостной личности

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 100%
Налево пойдёшь – коня потеряешь.
Направо пойдёшь – клад найдёшь,
Прямо пойдёшь – в 7 ловушек попадёшь.
(автор)

Иллюстрация: В.Волегов. http://www.artvolegov.ru/

Всем известно, что, когда человек или психолог (в конце концов психолог тоже человек) начинает описывать другого, на самом деле он описывает себя. В целях экономии Вашего, дорогой читатель, и своего времени, признаюсь честно, что в этой статье  хочу поделиться только своим субъективным опытом. В идеале я хотела бы выйти на общие закономерности, позволяющие ищущему ответить на вопрос «Кто Я?» Но прекрасно понимаю, что в рамках одной статьи это невозможно. Тем не менее, сразу скажу, что ответ на этот вопрос у меня есть, он прописан и мне он очень нравится.

Вместо предисловия

Как-то раньше никогда не приходилось обнажаться вот так, на аудиторию. Но когда пишешь про Я и про Зазеркалье, то как же без этого? Утешает одно, если в случае с телесной оболочкой такая форма поведения в моем возрасте была бы не для слабонервных или, скажем мягче, на любителя, то в случае с обнажением каких-то потаённых уголков моего личного Зазеркалья, надеюсь, что время работает на меня. Как в ситуации с хорошим вином. Что ж, придётся обнажиться. Хотя... каждый, кто берется за перо, все равно это делает. Вдох-выдох – поехали!

Итак, я знаю, кто я, и меня это радует. Несмотря на то, что ответ есть, я не буду прописывать его здесь. Во-первых, это очень личная и субъективная информация, которая может помешать Вам ответить на этот вопрос о себе самостоятельно. Во-вторых, Ваш ответ, когда Вы получите его сами на основании своего опыта и пройдя свой путь, подарит Вам в тысячу раз большее наслаждение, чем чтение всех статей и книг вместе взятых. В-третьих, нет никакой гарантии того, что мой ответ Вам понравится.

Гораздо полезнее может оказаться мозаика из ярких кусочков моего опыта. Полезнее для кого? Пойдем от противного. Я – женщина, значит, мой опыт может быть интересен прежде всего женщинам. Я – мама, это несколько сужает аудиторию, с одной стороны, но с другой, ведь далеко не все женщины решили полностью посвятить себя карьере или ещё чему-то. Тем, кто планирует стать мамой в будущем, описание моего пути тоже может быть интересно. Я – психолог. Тут можно многое сказать, но попридержу эту информацию до следующего номера журнала.

Кроме того, на основании общения с противоположным полом (у меня есть отец, я замужем, у меня растёт сын и есть несколько очень близких и дорогих мне друзей мужского пола) я знаю, что мужчины крайне любопытны, им тоже может быть интересна эта статья. Несмотря на всю парадоксальность ситуации, пол, хотя и важен, но не имеет решающего значения. Важно другое: задавал человек сам себе вопрос «Кто Я?» или не задавал.

Великая сила искусства

Именно Л. Выготский впервые объяснил мне, что душу проще понять и почувствовать с помощью искусства. И хотя чувствовала я это давно и без Л. Выготского, но именно благодаря ему этот факт я впервые осознала. Как он и говорил, логика осознания себя в личностном плане и в социальном совпадает. Древнейшим искусством является театр. Театр существовал и до Выготского. Более того, он существовал и до Шекспира. С помощью театра наши предки пытались осознать себя и посмотреть на себя со стороны. Театр жив и сейчас, он принимает порой разные причудливые формы. И многое в театре зависит даже не от гениальности режиссёрского замысла или таланта актеров. Очень многое зависит от материала, от пьесы, которая разыгрывается на подмостках. Вы спросите, к чему вдруг такой крюк в сторону театра? Ответ прост. Важен не только сам факт правильной формулировки вопроса, но и осознание момента, когда и при каких обстоятельствах он был задан. В моем конкретном случае ответила я на вопрос «Кто я?» совсем недавно. А вот поставила его перед собой давно.  Вернее, даже не я. Мне помог в этом один человек. Евгений Гришковец. “ОдноврЕмЕнно”. Именно во время просмотра этого спектакля я впервые осознала всю прелесть данного вопроса! “А где же я?” – спрашивал у меня Гришковец, находясь по ту сторону экрана. В это время он стоял на сцене в трусах, майке и носках, на голове – шлем летчика, в одной руке плакат с изображением пищеварительной системы человека, а в другой – меч-кладенец. Плюс световые эффекты и музыка группы «Бигуди». «А где же я?» - повторил Евгений, и я впечатлилась красотой вопроса и гениальностью того, как автор его обыграл.  Физиология смешалась с памятью, восприятием себя, невозможностью взглянуть на себя со стороны «чужими» глазами. И ещё что-то очень важное, сокровенное, невысказанное, мощное и красивое, как падающая с неба звезда с почти гарантией того, что все желания обязательно сбудутся. И всё это происходило во мне одноврЕмЕнно. И хотя я уже нашла ответ на этот вопрос, моя память всё ещё хранит приятные воспоминания от просмотра спектакля, и настроение улучшается.

Винни-пух и все-все-все!

Какое-то время меня очень интересовала сказкотерапия. Я не уверена в том, что являюсь сказкотерапевтом, хотя сама пишу терапевтические сказки. Кстати, они очень популярны среди моих детей. Помню, что на первом слёте сказкотерапевтов в Москве мне дали бланк заявления о принятии в члены сказкотерапевтов. Помню, что заполнила его, а вот куда его дела потом - отдала ли И. Вачкову или положила в сумку – не помню. Тогда у меня в голове цвели незабудки и мне было не до заявлений.

Но прошло время, у меня родились дети, и вопрос чтения сказок на ночь естественным образом встал на моем пути. Если вы когда-нибудь работали мамой на полную ставку, то знаете, что дети иногда вцепятся в какую-нибудь из них и приходится её читать по 5 -7-10 раз, а им все мало: “Мама, давай ещё!”. А когда по 200 раз, как мантру, читаешь одно и то же, то вольно или невольно тебе начинает открываться вся гениальность замысла автора произведения и некий тайный смысл. Тут тебе и личностный рост. Попутненько. Вот я и читаю “Винни-пух и все-все-все”. Сказку А. Милна рассказал Борис Заходер...

- Кролик, а это случайно не ты? – Нет, не я, - сказал Кролик совершенно не своим голосом.

- Тогда скажите, пожалуйста, куда девался Кролик?

- Он ушел. К своему другу Винни-Пуху.

- Ой, так ведь это же я!

- Что значит Я? Я бывают разные!

- Я – значит я, Винни-Пух.

- Ты в этом уверен? – спросил Кролик.

- Ну, конечно, - сказал Винни-Пух.

А самая моя любимая сцена, это когда у радостного Пятачка лопнул воздушный шарик, и он подарил его на день рождения ослику Иа. Мне так и видится плакат 20-х годов прошлого века, где женщина в косынке и со строгим лицом вопрошает: «Товарищ психолог! А ты лопнул свое эго, как Пятачок воздушный шарик?» Парадокс: вроде бы и грустно от того, что эго Пятачка теперь не раздуто до любимых размеров Иа, а больше похоже на зеленую тряпочку. Зато сколько радости оно (лопнувшее эго) принесло самому закоренелому пессимисту-ипохондрику! Мало того. Само эго вовсе не исчезло, оно трансформировалось. И пусть на первый взгляд оно выглядит не очень презентабельно, зато теперь ему легко и просто доступны новые возможности. Оно теперь входит и выходит. Замечательно выходит – не застревая.  

А вот когда эго раздуто до неимоверных пределов, очень высока вероятность попасть в безвыходное положение с присущими ему обидами, страхом, болью и перекладыванием ответственности на других.

Как у Винни-Пуха.

- Ой! Ой! Ой! Я лучше назад полезу. Нет, лучше вперед. Нет, лучше назад. Ай, спасите! Помогите!

- Ну что, застрял?

- Нет. Я просто отдыхаю.

Винни-пух  обманывает себя и других.

- Ну-ка дай лапы. Тяни, Пятачок!

- Ага.

- Ой-ёй-ёй-ёй, больно! – закричал Винни-Пух.

Винни-Пух принимает помощь друзей, но ловушка в том, что друзья помочь здесь не могут. Как говорил, хотя и в другом контексте, мой любимый Аркадий Райкин, есть вещи, которые нужно делать лично. Самому. У Винни-Пуха это не получается, и он начинает обвинять друга, который ему не только пытается помочь, но и накормил перед этим. Причём делает он это в высшей степени безграмотно, бескультурно и трусливо, вместо Я-сообщения выдает корявое Ты-сообщение, как бы делая «реплику в сторону».

- Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери! – сердито сказал Пух.

- Нет, всё потому, что кто-то слишком много ест! – строго ответил Кролик.

Друг ответил ему на его же языке.

puhМне нравятся первоисточники. Но иногда пересказ является интереснее и ценнее, чем оригинал. Оказывается, всех выше описанных диалогов у Милна вообще нет. Там все проще – Винни проголодался, пришёл один к Кролику, напросился на обед, тот его радостно пустил. Совпадает то, что медведь действительно застрял. Но вот здесь есть два существенных отличия. Первое: Винни-Пух застрял на несколько дней, и друзья по очереди всячески его поддерживали на протяжении всего застревания. При этом Кролик следил за тем, чтобы никто из друзей втихомолку медведя не кормил. А вот второе отличие было для меня удивительным. Милн рассказывает нам, как жилось Кролику все эти дни, пока в его норе торчала за…, как бы это помягче выразиться, задняя часть Винни-пуха. Находчивый Кролик нашёл способ не только изменить отношение к той ситуации, которую он изменить не мог, Кролик умудрился улучшить эту непростую для него ситуацию. Он решил украсить то, что закрыло выход из норы, и сделал из этого постер.

Так он и жил несколько дней, пока ситуация опять не изменилась, потому что Пух надумал... чихнуть.

Вот такой диалог культур получается при сопоставлении русскоязычной версии и оригинала популярной детской сказки.

Нравится статья?




Дракон о трех головах

Но давайте всё по порядку (насколько в принципе это возможно в Зазеркалье). Общеизвестно, что одним из древнейших мифологических (ещё досказочных) символов того, что человек начал осмысливать свою животную и человеческую природу, являет трехглавый дракон. Ещё задолго до Фрейда наши предки были сами себе психоаналитиками. Сказкотерапевты и сегодня иногда рассматривают жизненные сценарии клиентов, основываясь на той или иной сказке. Одно время я тоже этим увлекалась, но в какой-то момент мне стало просто неловко отождествлять себя с Бэль, к примеру. Ведь если другой человек – наше зеркало, то какие проблемы должны быть у самой красавицы, к примеру, если она выбрала себе  такого спутника? Жуть какая! Исключением для меня является Алиса – вот уж сказка про личностный рост любопытной женщины, не желающей взрослеть. Эдакий а ля Питер Пен в юбке.

Но вернемся к нашему дракону о трех головах. Недавно стала я этот образ примерять на себя, и он так мне понравился! Сел как влитой! Сами посудите: одна голова – это мама и всё телесное, физиологическое, что с нею связано. Пусть это будет Я-биологическая. Далеко не секрет, что у некоторого процента женщин после рождения первого малыша весь фокус её внимания серьёзно и надолго сдвигается в сторону физиологии. Сами роды – больно; грудное вскармливание – в принципе, хорошо, но очень серьёзно разжижает мозг мамы. Прямо физически чувствуешь, как он перетекает в голову детёныша. Кто-то сказал однажды, что мама, родившая одного ребенка, отдает половину своего интеллекта ему. А когда рождается второй, то, по законам математики, оставшаяся половина делится опять пополам и уходит в пользу детей. То есть, в той голове, которая мамина, в принципе, мозгов уже не остаётся, но свято место, как известно... И оно радостно заполняется различного рода страхами. Закономерность здесь такая: чем больше интеллектуально развита была мама до рождения детей, тем большее пространство занимал её интеллект, тем больше она отдала ребенку, и тем больше освободилось место, которое по неосторожности очень быстро может быть  заселено негативными переживаниями. Причём страхи эти – её личные и в большинстве случаев никакого отношения к другим людям (ребёнку, мужу) не имеющие. Впрочем, верно также и обратное. Но мамы с обратной закономерностью вряд ли читают эти строки. Так что я продолжу.

Да, совсем забыла, к этой же голове относится половое созревание и вся сексуальность.

Вернемся к нашему дракону. Итак, остатки интеллектуальной массы каким-то удобным для них способом перетекают во вторую голову дракона и радостно там окапываются. Назовём её  Я-рефлексивная. Здесь всё подвергается тщательному осмотру, анализу, сравнению. Этим местом, в принципе, можно планировать свою деятельность, вплоть до тайм менеджмента. Можно осознать всё что угодно, например, то, что полезно применять различные игровые методики с детьми до 7 лет, искать способы нахождения качественной информации в сети, не увязая там надолго и т.д. Именно эта голова задает вопрос «Кто Я?»

Есть еще и третья голова. Это Я-социальная. Она не совсем обычная, и особенность её в том, что её может вообще не быть. Самая распространённая в современном мире опасность: так и остаться с двумя головами вместо трех. Социальная голова вырастает тогда, когда вдруг возникает потребность поделиться. К примеру, первая голова, будучи 100% потребителем, по совету второй головы насобирала огромное количество качественных ссылок по интересующим её темам. Наступает момент, когда количество переходит в качество и возникает желание этим богатством поделиться с другими. И как только  на сцене появляется другой, тут же рождается и Я-социальная – это именно она хочет поделиться (если она в хорошем настроении, конечно).

drakonИллюстрация: Анастасии Бястик.

И вот она – симпатичная мама-дракон о трёх головах. При этом Я-биологическая периодически эгоистично кричит от боли и страхов, Я- рефлексивная говорит: «Секундочку, давайте разберёмся», а Я-социальная  уже играет со всеми, щедро направо и налево раздавая накопленные первой и второй головой богатства. Будь её воля, она бы их так и раздавала – бесплатно. Слава Богу, первые две головы ей этого не позволят.  

Симпатичный образ, не правда ли?

Во всяком случае, он – целостный. Да, эти головы хотят разного, но они каким-то удобным для себя способом сумели договориться и поставили перед собой красивую цель, которая радует всех троих, при этом у каждой из трёх своя роль, своя задача и своя ответственность. В противном случае весь дракон попадёт в одну из ловушек. Если хотя бы одна из голов (или сразу две или одновременно три) перестанет выполнять свою функцию, то дракон из целостного существа, полного сил, задумок и энергии на их воплощение, превращается в подобие чудовища. С помощью нехитрого математического анализа можно сосчитать, что таких комбинаций или ловушек на пути может быть семь.

Если вам интересно, вы можете сами проанализировать каждую из комбинаций, подобрать к ним метафору и литературного героя, который ярче всего воплощает именно такой тип поведения. Если Вам тяжело это сделать самостоятельно, вы можете поступить на факультет психологии в ХНУ им. В.Н. Каразина. Там есть об этом специальный курс «Введение в профессию», который читал Г.К. Середа, А.К. Дусавицкий, сейчас его ведёт Е.Ф. Иванова. В курсе речь идет о том, что если хотя бы одно из Я отсутствует (не формируется), то возникает личностная патология, которая даже может преобладать в обществе в ту или иную историческую эпоху. Для любителей триллеров – это как вдруг дракону отрубили одну или несколько голов.

Мне более подходит слово «ловушка», т.к. оно даёт надежду на освобождение. Самая страшная из ловушек – это раб. Раб собственных страхов. Но и из неё тоже можно выбраться. “Как?”- спросите Вы. Так же, как барон Мюнхгаузен вытащил сам себя из болота.

Если же Вы разбираетесь в этом сами, то можете сопоставить семь типов личности с семью дефектами воспитания, которые описаны в статье Дарьи Орловой “Дефекты воспитания или откуда берутся психи” по мотивам книги С. Джонсона «Психотерапия характера», и Ваше представление относительно семи ловушек на пути к целостной личности существенно дополнится.

Алиса в стране чудес и в Зазеркалье

Так как обе Алисы – это не просто сказки на другом языке, это тексты, построенные на каламбурах, английском фольклоре и филологических тонкостях жителей Англии Викторианской эпохи, то постичь их можно только, либо хорошо выучив английский, либо, как сказал Сергей Курий, ведущий проект "Зазеркалье имени Льюиса Кэрролла", прочитав как можно больше разных переводов. В сказочном мире англичане уверенно застолбили себе "пограничные" места. Между сказками о хоббитах и сказками об Алисе, по мнению Сергея, располагается всё остальное сказочное наследие.

Я совершенно согласна, что обе эти сказки не стоит препарировать – гораздо полезнее наслаждаться их целостностью.

Однако, по логике любопытной Алисы, мне интересны не только сами сказки, но и факты о них, которые накапливаются уже более 150 лет. Вот некоторые из моей коллекции:

  1. Кэррола настолько сложно перевести, что среди переводчиков даже существует поговорка: "Легче перевезти Англию, чем перевести "Алису"...
  2. Самым лучшим или классическим считается перевод Н. Демуровой, стихи в переводе Д. Орловской, О. Седакововой, К. Чуковского. Несмотря на то, что авторы понимали, что их задача невыполнима, тем не менее, им удалось найти "золотую середину" – сохранить дух истинно английского национального колорита и в то же время сделать сказку насколько можно доступной для русскоязычного читателя. Слава героям, которые осмеливаются переводить "Алису", поэтому здесь, как говорил Додо, "победили все, и каждый достоин награды!".
  3. Обе сказки построены на использовании такого литературного приёма, как нонсенс – высказывание, лишённое смысла. - Чем меньше смысла, - сказал Король, - тем лучше. Нам, значит, не придётся его искать".
  4. Считается, что «Зазеркалье» более выверенная для читателя сказка, потому что в ней все парадоксы (более сочные и изощренные) нанизаны на одну сюжетную ниточку - путь пешки Алисы через шахматное поле прямо в королевы.
  5. Состояние «жути» в сказке по-настоящему встречается дважды: первый - когда Алиса теряет в лесу свое имя, и второй - когда её убеждают в том, что все вокруг и она сама - лишь сон, который снится Черному Королю. Однако здравый смысл Алисы сводит на "нет"  эти "экзистенциальные страхи".-  Если бы я была не настоящая, я   бы   не   плакала,  -   сказала  Алиса, улыбаясь сквозь слезы: все это было так глупо.
  6. Сказки об Алисе как нельзя лучше учат парадоксальному мышлению, при этом постоянно напоминают: "Логическими хитросплетениями можно дойти до настоящих глупостей".
  7. Задолго до возникновения НЛП Жиль Делез сказал об Алисе, что произведение является "бракосочетанием между языком и бессознательным", результаты которого вы можете "прикладывать" куда угодно - они не станут от этого менее бессмысленны.

Согласна с Сергеем Курий в том, что сказки Кэррола – это искрящаяся игра фантазии, их чтение подразумевает радость от самого факта игры. "На самом деле они не учат ничему", - говорил Кэррол. Поэтому, вслед за автором, предлагаю Вам: расслабьтесь и на перемену! 

Сохранить себе или поделиться с друзьями?




И напоследок для тех, кому интересно, четыре самых любимых момента в “ Алисе”:

Мне нравится, что время там идёт вспять, когда королева сначала закричала от боли, а затем уколола себе палец.

Мне нравится момент про позволить себе самое лучшее: когда Шалтай Болтай подводит Алису к пониманию того, что подарок на день нерождения ты можешь получать 364 раза в году, а на день рождения – только раз.

Мне нравится, когда Королева говорит: «Знаешь, одна из самых серьезных потерь в битве – это потеря головы».

И меня очень радует фраза: «Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть».

Если Вам  действительно интересно узнать о себе «Кто Я?», Вам придётся собирать артефакты о себе и затем из этих частичек собственного опыта, как из пазлов,  собирать целостную картину. И я вам гарантирую, что когда Вы сделаете это, Ваша жизнь изменится к лучшему навсегда.  Даже если Вы этого не осознаете сразу.

Вместо послесловия

Кому-то может показаться, что материал статьи разбросан, хаотичен, нелогичен и больше похож на окрошку из сказок, заправленную слезами собственного опыта. Пусть так. Будем считать, что я просто поделилась с Вами своим личным рецептом, и постаралась вспомнить базовые его ингредиенты. Вы можете пользоваться им, улучшать его или вообще варить свою собственную кашу. Для того чтобы блюдо получилось действительно вкусным, я поделюсь с Вами тремя маленькими фишками. Эти же фишки помогут Вам с успехом миновать все ловушки на пути сквозь Зазеркалье, достичь собственной целостности и радостно продолжить свой путь.

1. Если Вы действительно хотите пройти по Зазеркалью и выйти оттуда целостной личностью, забудьте о логике в европейском (аристотелевском) её понимании. Её там нет. Более того, в Зазеркалье всё в  высшей степени иррационально. Единственное, что может Вам помочь – это доверие. Помните, как Алиса медленно падала в кроличьей норе, боясь, что она пролетит всю землю насквозь, и, надеясь, что на другом конце тоннеля кто-нибудь уже постелил кучу сухих листьев.

2. Может, это субъективно, но все факты, которые я описала в данной статье, в высшей степени логичны и взаимосвязанны. Если Вы этой логики не видите, это не значит, что её там нет. И, надеюсь, Вы понимаете, что я не отождествляю себя с Алисой. Для меня гораздо более ценным является автор произведения. А в данном конкретном случае мне милее даже не оригинал сказки, а её аудиоинтерпретация с гениальными голосами Владимира Высоцкого и его друга Всеволода Абдулова. У кого в детстве были эти две пластинки, тот поймет меня:

Даже Алисе моей невдомёк:

Как упакуюсь я в птичье тело.

А? Э! Так-то, дружок!

В этом-то всё и дело!

3. На самом деле, абсолютно не важно "Кто я?". Важно, что я ДЕЛАЮ.

А Вы как думаете?

P.S. Мне вчера сказали, что я живу фантазиями. Я чуть с дракона не упала (из просторов интернет).

Марина Розен,
специалист в области детской, возрастной,
семейной психологии и психологии образования,
кандидат психологических наук,
доцент ВАК Украины, бизнес-тренер,
Castleballingham, Irelend.

Хотите первыми узнавать о полезных и интересных статьях на сайте?





или получать уведомления на электронную почту?