Жизненный сценарий: осознай своего героя и прими ответственность за жизнь!

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 80%

Сейчас много говорят о жизненном сценарии, как совокупности неких факторов, которые влияют на человека с детства и формируют бессознательный план жизни, образ себя и своих действий.  

Жизненный сценарий примерно на 50 % состоит из наших ранних детских решений – автономных, личных, что возникли у нас просто потому что мы есть такие. 25% занимают родительские программы и установки, которые идут из родительских Эго-состояний (положительных и отрицательных), родительские запреты/разрешения, родительские атрибуты (то, что ребёнок имел возможность специально или случайно подслушать в разговоре близких о ком-то). И ещё 25% влияния на формирование жизненного сценария ребёнка имеет социум, окружение ребёнка (учителя, соседи, сверстники, старшие ребята и т.д.), что подкрепляют либо опровергают то, что о ранее говорили родители.

Формирование жизненного сценария начинается в первый год жизни. Это период невербального общения, когда ребёнок ничего не говорит, а все события «пропускает» через тело. Уже в этот период он переживает некую семейную драму. Это может быть всё, что угодно, от хлопка двери – до семейного скандала или ухода одного из родителей. И это сложно предугадать, какое событие станет той ключевой драмой для ребёнка. От силы этого потрясения зависит и сила последующего сценарного процесса, а также динамики развития жизненной позиции, которую человек, в последствии, выберет для взаимодействия с собой и другими. В результате может быть сформирован сценарий победителя и ребёнок решает: «Я достигну успеха!», «Я буду здоров, счастлив, красив!», «Я буду наслаждаться жизнью!» и «Даже когда придёт мой конец я проживу отличную счастливую жизнь!». Если потрясение было сильным и родительские установки были негативными у ребёнка формируется сценарий проигравшего, неудачника – мыслить о себе с точки зрения минус-программ «Я неудачник», «У меня ничего не получится, но нужно как-то выживать, чтобы продержаться».

Важно помнить, что жизненный сценарий, человека – это психологическая защита, способ выживания в сложном и безумном мире для маленького человечка. Для маленького ребёнка родитель – Бог и его слово (позитивное или негативное) есть 100% правило, истина, что не изменится никогда. Если родитель говорит – «Ты дурак!» Ребёнок в это верит. Родитель говорит: «Ты что идиот? Не понимаешь, как это делать?» И ребёнок запоминает, что «Я идиот, я не понимаю». И родители надолго остаются нашими Богами глубоко в бессознательном, управляя нашей жизнью (как мифологические Боги).

Пережив некоторую драму в один год, ребёнок уже начинает прописывать свой жизненный сценарий. До трёх лет он принимает решения, которые выгодны, чтобы выжить. По мере взросления, план жизни – уходит в бессознательное, постепенно развиваясь и уточняясь. Ребёнок находит варианты подтверждающие это решение, притягивает фигуры, события, людей и пробует выходить из ситуаций по утверждённому сценарию. Так формируются сценарные драйверы – способ выхода и удовлетворения наших жизненных сценариев.

Активно помогают нанизывать на уже бессознательную базу ребёнка в дальнейшем подкрепляющие образы из окружающей среды – сказки, фильмы, жизненные ситуации. Здесь можно говорить о герое, которого выбирает ребёнок, как самого любимого или не любимого.  К 12 годам жизненный сценарий уже написан, принят, протокол подкреплён разными детскими решениями и дальше человек начинает идти к кульминации – подтверждать, подкреплять, то что он принял о себе и о мире до этого возраста. При рассмотрении сценарного плана важно помнить, что он всегда имеет свою финальную сцену. У Э.Берна в его опроснике жизненного сценария этому посвящён отдельный блок. «Как будут выглядеть твои похороны?», «Что будет написано на твоей гробовой доске?» Да, это страшно представлять, но очень важно.

Ход жизненного сценария может быть изменен, как в позитивную сторону, так и в негативную. Так, если в период подросткового возроста ребенку удается получить от родительских фигур, то что он недополучил в период своего раннего развития, выровнять отношения и научиться получать поддержку, безусловную любовь и заботу, он может опровергнуть свои ранние решения и изменить путь «не победителя» на «победителя».

В случае если, ребенок переживает в этот период ретравматизацию (повтор травматичного события из детства), какое-либо иное травматичное для него событие или сильное эмоциональное потрясение, он может сделать выбор в пользу антисценария. Антисценарий не менее драматичен, просто ребенок выбирает новые решения и убеждения для взаимодействия с миром. Например, если до этого момента он считал, что может получать блага жизни, только при условии, что «будет совершенным», то далее он будет добиваться желаемого через бунт или пассивно-агрессивное поведение. 

Итак подросток делает свой личный выбор и принимает решение – стать таким-то, хочу быть другим или нужно сделать всё, чтобы никогда не стать таким-то.

Э.Берн предлагает 6 сценарных процессов, где каждому из них соответствует тот или иной герой. Если Вы понимаете, что являетесь носителем какого-из этих сценариев – задайте себе вопрос: «Что я с этим хочу сделать?», «Нравится ли мне этот сценарий?», «Как я могу (если хочу) изменить свою жизнь?»:

1. Сценарный процесс «Пока не…»

Ярким представителем является Геракл – полубог, которому поставлено условие: чтобы стать Богом нужно совершить 12 подвигов. И он стал их совершать один за другим, но то одна богиня говорит: «Прекрасно, но недостаточно», то другая «Шикарен, но ещё не Бог». В чистом виде, это трагический сценарий, в финальной сцене он убивает свою семью и сходит с ума. Герой, на которого смотрели, которому хочется подражать заканчивает свою жизнь трагически, так и не сделав очень важного для себя – не признав самого себя Богом.

Это люди, движимы сценарным драйвером «Будь совершенен!». Чаще всего такую установку дают родители, когда говорят ребёнку «Будь совершенен для меня!», а ребёнок понимает это как «Я должен быть совершенным, чтобы жить!» или «Я в порядке, когда я совершенен!» Таких детей воспитывают в стиле «Твой дедушка был кавалеристом, 12 лет командовал армией, а что сделал ты?», «Я в твоё время уже на трёх работах работал!».

Человек, являющийся носителем этого сценария стремится стать божеством, чтобы угодить родительским фигурам, ожидает подтверждения своего совершенства от родительской значимой фигуры (возможно даже умершей) и «разрешения» от родителей перестать уже трудиться, признать его Богом. Это трудоголики, они достигают колоссальных успехов, но при этом очень сильно обесценивают себя. Самая большая ловушка этого сценария – уработаться насмерть и так и не признать себя Богом.

Нравится статья?




Женскую часть этого сценария – воплощает Золушка. Такие женщины работают «Пока 40 розовых кустов не зацветут», «Все зерна не рассортирует», «Миллион тарелок не перемоют». И пока все задачи не выполнены, о каком бале можно мечтать? И даже, если какая-то фея даст туфельки и платье, то не известно, как продолжится жизнь, после свадьбы: может стать сама мачехой, или выполнять все задания, но уже для принца.

Если Вы понимаете, чувствуете или даже кажется, что являетесь носителем похожего сценария:

  • Перестаньте ожидать, что кто-то признает ваши заслуги (в том числе родители). Поверьте, никто не признает ваших заслуг так как этого хотите вы. Да это больно, неприятно, но необходимо осознать это, чтобы найти для себя здоровое решение. Но Вы можете научиться давать себе признание сами!
  • Учитесь признавать свои деяния, присваивать себе свои подвиги. Заведите дневник успеха, начиная с момента рождения и заканчивая сегодняшним днём. Посмотрите сколько всего сделано, получено, выучено, достигнуто, заработано Вами!
  • Учитесь отдыхать. Это очень важно. Есть такое упражнение: на 5 минут прилечь и ничего не делать – ни читать, ни думать, ни смотреть. В это время могут быть очень интересные инсайты. Возможно вы почувствуете, как будто кто-то бьёт вас в спину – вставай, ты что заболел? Ведь в голове звучит: «Отдыхать можно только при условии смертельной болезни». Болеть и отдыхать можно всем, даже полубогам.

2. Сценарный процесс «После…».

Идея этого процесса представлена такими мыслями «Да, я могу радоваться жизни, но после я заплачу очень большую цену».

Яркий представитель – Домокл, и всем известное выражение «домоклов меч». Домокл считал что у царей нет никаких проблем и он наслаждается жизнью. Царь Дионисий предложил ему на один день стать на своё место. Целый день все прихоти Домокла исполнялись и он сильно радовался, был счастлив, но когда поднял голову вверх, то увидел висящий на конском волоске меч над своей головой. Так Дионисий хотел показать, что цари ходят по лезвию бритвы: они получают блага, но их голова может быть снесена в любую минуту.

Дети, воспитанные в этих традициях, часто слышат в свой адрес: «Что ты смеёшься, я не вижу повода», «Смех без причины – признак дурачины», «Перестань смеяться, нечего радоваться», «Найдёшь – не радуйся, потеряешь – не горюй». Так они усваивают, что если они радовались сами, то их могут за это наказать.

У них формируется жизненный драйвер «Радуй других!», и они могут веселить, приносить удовольствие и радость другим людям (под Богами, царями мы всё также понимаем родителей). Им важно, чтобы вокруг все улыбались, а если кто-то в плохом настроении – верят, что это из-за них, сильно расстраиваются. Для них «быть героем» значит радовать других и управлять этими процессами, сделать так, чтобы все были счастливы, а сам потом. Такие люди очень эмоционально выгорают, из этих переживаний, не могут наслаждаться собственной жизнью, сосредоточиться на себе.

Они чувствуют сверхответственность за настроение и эмоции других, но не умеют нести её за себя. С другой стороны эти люди, когда уходят в контрсценарий, могут быть мстительными, бунтуют: «Ах так! Как Вы мне все надоели. Теперь я вам буду гадить!»

Эти люди достаточно суеверны, они являются носителями очень мощной мифологической составляющей мышления, прислушиваются к знакам.

Из женских персонажей – это Русалочка. Она хотела нести радость, жить среди людей, имела волшебный голос и радовала всех подводных обитателей. Но её голос украла ведьма и расплата русалочки в том, что придя к людям, она уже не может нести радость и не знает как по другому с ними коммуницировать. Это достаточно трагический сценарий в чистом виде.

Что делать носителям этого сценарного процесса:

  • Признайтесь себе, что вы человек-праздник и умеете приносить счастье другим людям. И это здорово!
  • Но, чтобы стать победителем – нужно научиться радоваться за себя, уметь разделять реальность и фантазии и понимать, что каждый человек несёт ответственность только за свои чувства, мысли и поведение. Другой человек волен действовать в силу своих личных особенностей. К примеру, есть две подруги и одна носитель сценария «Радуй» замужем, живёт хорошо и счастлива. Но она не может поделиться с подругой своей радостью, потому что думает, что незамужнюю или несчастную в браке подругу это расстроит. И она сгущает сказки, рассказывает небылицы о том, как ей плохо живётся и скверно, и они настолько увлекается этими рассказами, что начинает и вправду скандалить с мужем для того, чтобы порадовать маму, которая убеждена в том «Все мужчины плохие».
  • Примите то, что за ваши радости платить не придётся это никак не связано. Позвольте себе взбунтоваться: «Мама, да я всю жизнь жила только для тебя!», «Хватит, сами себе готовьте, стирайте, убирайте!».

3. Сценарный процесс «Всегда».

Иными словами – «Я всегда должен находиться в одной и той же ситуации», а родительский запрет может звучать: «Не меняй свою жизнь!», «Оставайся всегда в привычных обстоятельствах!» На протяжении жизни человек может захотеть чего-то другого, попробовать себя где-то ещё, менять свою жизнь, но его преследует страх перемен и он вертится в замкнутом цикле своих желаний или жалуется на жизнь, говорит о своих неудачах (бунтует против других людей, себя, своей жизни и обвиняет всё в своих неудачах, слабо берёт ответственность за самого себя).

Сценарный драйвер у таких людей «Пытайся!». В детстве родителям таких детей был важен сам процесс. Как маме Наташи в мультике про Домовёнка Кузю. Эти дети пришли к выводу, что «Не важно, что я получу в результате, важно создавать иллюзию движения!».

Если брать мифологию, носителем данного процесса является Арахна. Миф об Арахне повествует о девушке, которая была знатной мастерицей, умела прясть и делать различные изделия. Она бросила вызов самой Афине, сказав, что является лучшей ткачихой. Афина вызов приняла и даже проиграла, наградив её превращением в паука со словами «Раз тебе так нравится ткацкое дело – плети-ка ты всегда».

Людям, реализующим этот сценарный план важно оставаться в паутине, в процессе, в ситуации (плюс или минус).  И самое сложное для них – разорвать эту паутину, пройти через перемены. Не меняют свою жизнь, да жалуются, бурчат и топают ногами, пишут гневные письма, но по сути проблему не решают, находясь всё в тех же обстоятельствах. Такие люди мастера саботажа.

Если брать мужскую сторону, то мне откликается такой герой, как Старик из «Золотой рыбки». Всегда ходил на рыбалку и забрасывал невод, ничего не ловилось, продолжал ходить из дня в день. А тут рыбка со своими вопросами: «Чего же ты старик хочешь?» Какие у старика были цели? Неизвестно. Старуха им управляла, он ничего не решал, ходит и ходит. По сути ничего не изменилось, и сказка заканчивается в том же месте. А топнул бы ногой, разорвал бы эту систему…

Что делать людям с таким жизненным сценарием?

  • Фиксируйте каждое завершённое дело. Дочистил зубы до конца – Молодец. Дописал задание? Плюс в карму. Все свои завершённые дела в копилку дневник и хвалите себя за это.
  • Вам нельзя ставить долгоиграющие цели – планы должны быть маленькими, краткосрочными. Это аленькие ступеньки к большому делу. Чёткий, здоровый таймменеджмент.
  • Хватит бунтовать, осознавайте свою проблему и решайте её. Не пытайтесь делать, а делайте так, чтобы был результат!

Как только Вы разорвёте свою паутину и преодолеете страх перемен – у вас будет один из самых лучших результатов в работе.    

Сохранить себе или поделиться с друзьями?




4. Сценарный процесс «Никогда».

Чаще всего от этих людей слышно: «Я никогда не получаю то, чего хочу…»

 «Нам так не жить!» - говорили им в детстве родители, «Куда ты, какой тебе институт, посмотри на себя, тот генеральский сынок – понятно, а мы честные рабочие…» или «В нашем роду актёров не было, все стоматологи, а ты в актёры». Так дети привыкают к тому, что нельзя хотеть, нельзя желать. Глазами можно смотреть, а руками брать нельзя.

Яркий представитель этого типажа – Тантал, что был наказан Богами и отправлен в подземное царство. Там он был погружён в болото, а вокруг были дивные яства, плоды, достать которые не мог.

В женском проявлении – мощными персонажами такого типа являются Мачеха Золушки, Мачеха Белоснежки и другие женщины, которые хотели получить богатства, какой-то статус или красоту, много для этого сделали, но так и не получили.

Они руководствуются сценарным драйвером «Будь сильным!». Эти люди взаимодействуют с другими без чувств, потому что установили себе запрет на выражение чувств: «Не чувствуй!». Они сдержаны, выражать свои чувства не умеют и из-за этого не умеют говорить о своих потребностях и о внутренней боли. На вопрос «Что ты чувствуешь?» они уходят в глухой тупик и закрываются от коммуникации или могут сказать: «Я чувствую, что хочу кушать». Достаточно суеверны, имеют много страхов и предубеждений. Имеют большую силу и волю, могут идти вперёд, не чувствуя усталости и боли, поэтому сильно выгорают на уровне эмоций

Что можно сделать?

  • Учитесь выражать свои чувства через мысли, поведение.
  • Учитесь заботиться о себе и о своих потребностях. Задумайтесь, чего хотите именно вы? Как вы можете этого достичь?
  • Важно научиться не подавлять, не контролировать и не конкурировать, а сотрудничать. Признайте, что рядом есть люди, готовые вам помочь, учитесь просить и принимать помощь. «Что может помочь, чтобы ты это всё не тянула на своих плечах, а имела время на отдых, на себя?».

5. Сценарный процесс «Почти».

Люди исповедующие этот сценарный процесс часто себе и другим говорят «Я почти достиг успеха», «Чуть было не достиг успеха».

С мужской стороны это Сизиф и выражение «сизифов труд». Наказанный Богами (родительскими посланиями), обесцененный и оснащённый негативными установками со стороны родителей, он всё время катил камень на гору, и почти у самой вершины камень скатывался в исходную точку.

Женщин можно понять по образу Плохих сестриц из сказки «Госпожа Метелица». Поехали сестры с благими намерениями к Метелице (маму порадовать, взять денег и богатства), и всё вроде правильно делали, но всё какая-то незадача… и их облили грязью, отправили домой. Или другой тип Старуха из Золотой рыбки – ей нужно всё побольше-побольше и вдруг хлоп и в исходной точке.

Представители этого сценарного процесса очень много работают, но при этом не чувствуют успеха. У них два драйвера «Радуй других! (маму с папой)», но при этом «Пытайся и не достигай успеха» -«Страшно признать свои успехи, потому что мама расстроится».

Такие люди чувствуют себя не достаточно хорошими. Им свойственно не замечать, не принимать свои достижения. Будто смазывают финал, результат, скользят – докатил камень, не заметил и пошёл дальше, а там следующая гора, а за ней ещё виднеются. Много хотят и много делают, но если спросить: «Что ты сделал?», то первая категория «Почти герой» ответят с гордостью о своих подвигах, то эти скажут: «Я не сделал ничего».

«Я вот кандидатскую защитил, но там тема была такая простая….», «Какой торт ты красивый и вкусный испекла! – Да там ягоды кисловаты…», «Да, ты сегодня прекрасно выглядишь! – Та это просто косметика хорошая…»

Этим людям часто кажется, что умеют делать они – умеют делать все. Они не гонятся за идеей, совершения подвигов ради признания, более того ценность результата не признают.

Что делать?

  • Выходите из области обесценивания и признавайте ценность своего труда. Цените то, что вас есть, чего вы достигали, все результаты. Принимайте комплименты, не боясь кого-то расстроить, более того просите, чтобы их делали.
  • Вспомните свои детские желания и удовлетворите их сейчас. Например, если вы хотели в детстве велосипед, но так его и не купили – самое время это сделать. Или, если в вашей семье никто не водил машину, и вы себе этого не разрешаете, чтобы не быть лучше своих родных – самое время пойти и сдать на права.
  • Учитесь баловать себя маленькими радостями, как за достижения, так и просто потому что вы есть.
  • Фиксируйте все свои вершины, на которые вы зашли (затолкали свой камень), останавливайтесь на них, замедляйтесь, для того, чтобы собрать опыт и ресурсы, которые вы несомненно получили.

6. Сценарный план «Открытый конец»

Это когда в сознании человека нет ярко выраженной финальной сцены: и он не понимает станет Богом или погибнет в одиночестве. Часто такие люди планируют свою жизнь до определённой даты. И трагичность этого сценария заключается в том, что если к этой дате не случилось то, что запланировано – это воспринимается как сценарий неудачника. Например, к 20 годам закончить институт. Или к 30 выйти замуж. Вырастить детей. И при этом человек совершенно не понимает, что будет потом? Это вызывает высокую тревогу по отношению к собственному будущему.

Филемон и Бабкида – мифические герои, приняли Зевса, когда он путешествовал: накормили его, дали всё, что нужно и Зевс за это исполнил их желание – умереть в один день, потому что не знали, что делать друг без друга.

  • Похвалите себя за сделанное, искренне и присвойте себе эти достижения. Как себя похвалите? Это позволяет принять свою жизнь как собственное достижение и в то же время выстроить планы на дальнейшую качественную жизнь.
  • Представьте, что будет дальше вашего намеченного события? Что Вы будете делать? Куда ходить? С кем общаться? Как проводить время одному? Очень нужно продолжать свой сценарий, планы, не останавливаться, помнить, что когда вы достигли вершины своего списка целей – пишите новый список дел.

Подвиг героя по отношению к собственной жизни заключается в самой жизни. Нас учили жить так, чтобы висеть на доске почёта, чтобы кто-то взял ответственность за наши деяния и мы все направлены в туннели конкуренции, звёздности. Мы относимся так: «Ну родился, а я здесь причём» и продолжаем: «Ну школу закончил, ну это все заканчивали». Мы живём с перевёрнутым мировоззрением – ответственны, сверхконтролирующи других люди, но когда дело касается нас – мы стараемся переложить ответственность. Мы должны стать своим адекватным поддерживающим, плюсовым родителем для себя. Хвалить себя за успехи, разрешать себе отдохнуть, думать автономно, задавать себе вопрос «Почему я это делаю?» и честно для себя на него отвечать – очень важно. И помните, мы герои потому что создаём свою жизнь такой как хотим и делаем лучшее из того, на что способны.

Мария Фабричева,
практикующий психолог, ментор для женщин,
семейный консультант-медиатор,
г. Киев.

Хотите первыми узнавать о полезных и интересных статьях на сайте?





или получать уведомления на электронную почту?